ГлавнаяПутешествияСвятая Земля и Государство Израиль (2013 год, июнь)

Иерусалим (день второй)

В хостеле нам посчастливилось познакомиться с русским молодым человеком, проживающим здесь уже довольно продолжительное время. За небольшую (по сравнению с аналогичыми услугами) цену он согласился провести нас по Иерусалиму. Его степень доктора исторических наук и знание трех языков пришлись очень кстати. Стоимость экскурсии составила 100 шекелей (около 1000 рублей) с человека.

Елизаветинское подворье:

Елизаветинское подворье — одноэтажное здание в центре Иерусалима в комплексе Русских построек, площадью 4 612 кв. метров было построено усилиями Палестинского комитета в период с 1860 по 1864 гг. рамках общего строительства русских построек на Мейдамской площади Иерусалима. Елизаветинское (мужское) подворье предназначалось для размещения русских православных паломников в Иерусалиме, прибывающих из пределов Российской Империи с целью паломничества в Святую Землю. В 1889 году было передано Императорскому Православному Палестинскому Обществу. С 1948 года Елизаветинское подворье перерегистрируется как и другие русские постройки на имя правительства СССР. В 1964 году, в рамках межправительственного соглашения, подписанного Г. Меир и Н.С. Хрущевым в рамках т.н. «апельсиновой сделки» Елизаветинское подворье продается советским правительством государству Израиль.

На сегодняшний день в Елизаветинском подворье расположены следственный изолятор и полицейский отдел Иерусалима:

Идем дальше:

Кто-то играет свадьбу:

Стены Старого города:

Обернемся назад. На здании госпиталя Святого Луиса видны следы Шестидневной войны: именно здесь пролегала граница Израиля и Иордании до ее начала:

Каждый камень здесь — история:

Подходим к Яффским воротам:

Проходим их:

И вот мы снова внутри Старого города. Сразу на входе — могилы главных строителей. Как и было принято в древние времена, создавших что-то прекрасное ждала смерть, дабы они никогда больше не смогли сотворить что-то подобное:

Вид на Яффские ворота (справа) изнутри:

Обычная кратина для туристических «троп» Старого города — оживленная торговля всевозможными сувенирами, текстилем, посудой и прочими безделушками:

Идем дальше:

Приближаемся к Храму Гроба Господня:

Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова) стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. В храме ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня. Основные права владения и пользования святынями Храма принадлежат Иерусалимскому патриархату, комплекс административных зданий которого непосредственно примыкает к юго-западной стороне Храма.

Главный вход в Храм (слева внизу) и часовня Богородицы Скорбящей (в центре). Внимательный зритель увидит и недвижимую лестницу. Ту, которая символизирует равноправие религий в этом священном месте:

Недвижимая лестница — деревянная лестница, приставленная к правому окну второго яруса фасада Храма Гроба Господня. Лестница опирается на карниз, принадлежащий Греческой православной церкви, и приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви. Лестница является одним из символов межконфессиональных разногласий в христианстве. Нахождение лестницы на своем месте означает соблюдение соглашения между шестью христианскими конфессиями (греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской), владеющими храмом, — не двигать, не ремонтировать и не изменять ничего в храме без согласия всех шести конфессий.

Оглядимся по сторонам:

Входим в Храм. Сразу по правую руку — лестница, ведущая на Голгофу:

Голгоофа или Кальвария — небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.

Поднимаемся. Сверху многолюдно:

Православный престол:

Часть вершины (справа от православного престола) закрыта стеклом:

Серебряный круг под православным престолом Голгофы отмечает место, где стоял Крест Господень:

Спускаемся обратно от Голгофы. Напротив входа в Храм — Камень помазания. Над этим камнем горит восемь неугасимых лампад по числу представленных в Храме христианских церквей:

Камень помазания (Благодати) — камень, на котором находилось тело Христово перед положением во Гроб и было умащено благовонным составом из смирны и алоя.

Снятие Господа с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания:

Идем дальше. Перед нами — Кувуклия (часовня) храма Гроба Господня.

Кувуклия — это небольшая (6×8 м) купольная часовня желто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова. Она заключает в себе Гроб Господень и придел Ангела.

С западной сотороны к Кувуклии пристроен Коптский придел (Голова Могилы) — небольшая часовня, с той стороны, куда была обращена Глава Христа:

Вход в Кувуклию — с востока:

Входим внутрь, в придел Ангела.

Согласно Евангелию на этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, возвестивший женам-мироносицам Воскресение Христа. Сегодня одна из частей этого священного камня хранится под стеклом в специальном мраморном постаменте в центре придела Ангела.

В северной и южной стенах придела устроены два овальных отверстия диаметром примерно 30—40 см, они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу. Через северное отверстие Патриарх подает огонь православным, через южное — армянский архимандрит армянам.

Мраморный постамент со священным Камнем:

Вход в придел (пещеру) Гроба Господня:

Гроб Господень — главная святыня христианского мира, гробница в скале. В этой гробнице, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребен после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарем Храма Воскресения Христова.

Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение (1,93×2,07 м), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три-четыре человека одновременно. Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом.

Мраморная плита, закрывающая Ложе (200×80 см, высота от пола — 60 см), на которое было помещено тело Христа:

С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников, которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе в 1555 году было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени.

Несколько столетий назад плита треснула поперек. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своем месте.

Все внутри отделано белым и желто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа. Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз, на котором установлены подсвечники со свечами от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день:

Находиться в пещере долго не получается — хлопки снаружи говорят нам, что пора выходить.

Продолжаем прогулку по Храму. Перед нами — Кафоликон (соборный Храм) Воскресения Господня.

Кафоликоном (соборным храмом) Воскресения Господня в называют «срединный» объем комплекса храма, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 года. Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» — «пуп Земли». Представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения известно издревле, но это сооружение появилось в Храме не ранее 1810 года.

На фотографии коричневая ваза «пупа Земли» еле-еле выглядывает из-за квадратной тумбы:

Внутреннее убранство Храма не блещет богатством (результат периодических пожаров):

Вокруг Кувуклии расположено множество приделов.

Приделы устраиваются для того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресенья) в одном храме можно было совершать несколько Литургий (по количеству приделов), т.к. дозволяется совершать не более одной Литургии в один день на одном престоле (так же, как и священник не может совершать более одной Литургии в день).

Вот некоторые из них:

Между престолами Тернового Венца и Разделения Риз можно увидеть уходящую вниз крутую лестницу, 29 ступеней которой ведут в подземную церковь святой равноапостольной Елены. Церковь скромно украшена в память о ее простоте:

По правую сторону в церкви располагается темная лестница из 13 железных ступеней, которые и ведут к пещере (церкви) Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. Вдоль нее на стенах можно увидеть вырезанные на стенах кресты, оставленные воинами-крестоносцами и паломниками:

В приделе Обретения Креста (слева от места, где он был найден) за каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cвятой Елены с обретенным ею Крестом в руках:

Мраморная плита, отмечающая место обретения Креста:

А так выглядит купол церкви святой Елены (на заднем плане справа — немецкая лютеранская Церковь Христа Искупителя (Редимер) в Христианском квартале Старого города):

Тут же — на крыше церкви — место остановки африканских паломников:

Продолжаем прогулку по Старому Иерусалиму:

Зайдем в православную церковь в Александровском подворье (россиянам вход бесплатный))):

Александровском подворье — историческое русское здание, записанное на Императорское правительство Российской Империи, самое близкое к Храму Гроба Господня русское владение; представляет собой археологический и архитектурный комплекс, включающий в себя Порог Судных Врат, домовую церковь святого Александра Невского, археологические раскопки, небольшой музей и другие достопримечательности.

Уцелевшая часть стены границы Старого города:

Интерьер подворья:

Идем дальше:

И спускаемся к одному из подземных водных хранилищ, которая впоследствии использовалась для различных нужд городан:

.

Идем по пути Иисуса Христа к месту распятия:

Виа Долороза (лат. Via Dolorosa, «Путь Скорби») — улица в Старом городе Иерусалима, по которой, как считается, пролегал путь Иисуса Христа к месту распятия. На Виа Долороза находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние пять остановок находятся на территории Храма Гроба Господня.

Место 7-ой остановки — место второго падения Иисуса по крестом:

6-я остановка — Вероника вытирает лицо Иисуса:

Церковная традиция считает, что Вероника предложила Иисусу ткань, чтобы обтереть его лицо, когда он спотыкался и падал на его дороге к месту распятия. На ткани она получила нерукотворное «истинное изображение» лица Иисуса. Дополнительно к этому общему для христианства преданию, Православная церковь считает Веронику той кровоточивой женщиной, которая получила исцеление от прикосновения к краю одежд Христа.

Любопытен еще и тот факт, что Веронику почитают как покровительницу фотографов и фотодела. В день почитания Святой Вероники (12 июля или 4 февраля — в зависимости от принадлежности к той или иной конфессии) любители и профессионалы фотодела отмечают как свой профессиональный праздник — День фотографа.

5-я остановка — место встречи Христа с Симоном Киринеянином, которому дали нести крест до Лобного Места:

Камень, на который оперся Иисус:

Церковь в месте 4-ой остановки Иисуса на своем Пути Скорби — в месте, где он встретился со своей Матерью:

.

Выходим из Старого города:

Наш дальнейший путь пролегает вдоль стен Старого города Иерусалима, по территории мусульманского кладбища:

На противоположной стороне холма — еврейское кладбище, через территорию которого мусульманами была проложена автомобильная дорога как знак одного из постоянных унижений евреев мусульманами:

Церковь всех религий:

Земли Иерусалима поделены на участки, принадлежащие разным религиям и конфессиям. На этих землях также постоянно ведутся раскопки. Но там, где заканчивается чья-то территория, заканчиваются и раскопки. На фотографиях хорошо видна граница между мусульманской и еврейской территориями:

На стенах Старого города видны квадратные выступы — это места «крепления» тех, кто обрабатывал камни стен:

Вид на Город с Востока:

Купол древнейшей в мире Мечети аль-Акса (Масджид аль-Акса), являющейся третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине:

Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (исра) и его вознесение на небеса (мирадж).

Вокруг Старого города — раскопки:

Вновь входим в Старый город, проходим КПП на входе к Стене Плача и удивляемся ее величественности, значимости и, в то же время, скромности в лучах дневного света:

За Стеной Плача возвышается купол еще одной очень значимой для исламского мира мечети «Купол Скалы» (Куббат ас-Сахра):

Согласно одной из теорий, мечеть «Купол Скалы» стоит на том месте, где располагался Храм. И она накрывает собой Краеугольный камень — тот самый камень, с которого началось сотворение мира, как говорится в Талмуде. По мусульманскому преданию с этого камня вознесся на небеса пророк Мухаммед. В настоящее время мечеть Куббат ас-Сахра не используется по назначению, а является архитектурным памятником, оберегающим также Камень Основания, священный в исламе. И вход в мечеть разрешен только для мусульман.

И еще один взгляд на Мечеть аль-Акса в того же места:

Случайный взгляд на часы...

6 часов пешей прогулки по Иерусалиму без права (да и без желания) остановиться пролетели совершенно незаметно, «на одном дыхании». Мы благодарим нашего гида и отправляемся в гостиницу. По дороге взляд фотографа цепляется за входную дверь сирийской отродоксальной церкви Святого Марка:

И за растение, из которого, как оказалось, далается один из видов текилы:

Под занавес дня — несколько видов ночного Иерусалима:

Намечалась какая-то демонстрация, на площади было полно людей и полицейских, все вели себя очень мирно:

Ну а нам пора готовиться к завтрашней поездке в Вифлеем.

 

Все услуги

Создание сайтов

Поддержка сайтов

Продвижение сайтов

Разработка логотипов

Полиграфия

3D-моделирование

IT-услуги