Клиенты бывают разные, и к каждому из них мы стараемся относиться с должным уважением и пониманием. И вот, один из наших новых заказчиков обратился к нам с задачей оптимизации скорости работы сайта. Речь идет об интернет-магазине товаров для дома и сада www.el-seller.ru, работающем под управлением CMS «1С-Битрикс» редакции «Бизнес».
Исходные данные — результат анализа сайта инструментом PageSpeed Insights от Google —
Клиента не устраивала низкая скорость, которую отображал этот сервис: 71 (у.е.) из 100 для мобильных устройств и 81 из 100 для ПК. Среди основных (критических) причин, влияющих на скорость, были блокирующие CSS- и JS-ресурсы, замедляющие отображение контента при загрузке страниц сайта. Все содержание верхней части страницы отображается только после загрузки указанных ресурсов. Рекомендовалось отложить загрузку этих ресурсов, загружать их асинхронно или встроить их самые важные компоненты непосредственно в код HTML.
Частично нам удалось выполнить рекомендации, но другая часть из них не подлежала корректировке, т.к. указывали они на файлы, используемые в шаблоне, который, в свою очередь, являлся разработкой сторонней компании. И при очередном обновлении шаблона существовала высокая вероятность того, что все это ошибки вернутся «на круги своя».
Однако, после наших манипуляций скорость сайта была увеличена до 72/100 для мобильных устройств и 86/100 для ПК. В дополнение к этому: еще до обращения к нам CMS была настроена на максимально быструю работу: включено автокеширование, ускорение CDN и технология «Композитный сайт».
Казалось бы, на том и порешили. Но клиент не унимался. Он продолжал засыпать вопросами разработчиков шаблона и техподдержку «1С-Битрикс». Ему надо было «крови из носу» увеличить значения скорости в PageSpeed Insights. На вопрос «Зачем?» никакого вразумительного ответа не было. В качестве возможного аргумента не помогали даже «сухие» цифры другого анализа сайта (
Следующим пожеланием было: установка на дубль сайта стандартного шаблона «Современный интернет-магазин» от «1С-Битрикс».
Обычно мы не задаем вопросы нашим клиентам, но в этот раз мы не удержались. «Зачем?» — спросили мы. И получили ответ: «Чтобы было, на всякий случай. Если что-то случится с основным (рабочим) шаблоном, мы воспользуемся этим».
Мдя… Всегда считали и считаем, что сайт — не колбаса, протухнуть он не может, и если с ним что-то случится, то исключительно по вине неопытного администратора сайта. Соответственно, ошибку можно (и нужно) будет исправить, не прибегая к «помощи» другого шаблона. На заказчика такие доводы не действуют и он просит, все же, установить стандартный шаблон. Предупреждаем о возможных (практически неизбежных) ошибках при установке стандартного шаблона поверх существующего магазина и делаем свое дело.
Результат налицо: после установки стандартного шаблона наблюдаем на сайте полупустую «шапку» и далее белую страницу. Естественно, шаблону не хватает каких-то файлов и ресурсов, которые в нем используются, структура существующего сайта значительно отличается от структуры исходного сайта «Современный интернет-магазин». Резюме для клиента: если хочется использовать стандартный шаблон от «1С-Битрикс», то технически целесообразнее будет разработка сайта заново на этом шаблоне, нежели «ковыряние» в нем и совмещение этого шаблона с шаблоном от стороннего производителя. Совмещение может оказаться очень «болезненным» с технической и материальной точки зрения.
Как результат: несмотря на предупреждения с нашей стороны, клиент, естественно, остается недовольным, отказывается оплачивать произведенные работы и торжественно пополняет список мудаков неплательщиков.